Мифы ненцев — мифология северных народов — отрывок из книги Ирины Никулиной «Энциклопедия богов, демонов и мифических существ»
Устройство мира и боги у ненецких народов
Сотворение мира (мифы ненцев)
В космогонии ненцев и саамов особое место занимал образ земли-праматери, давшей начало миру и человеку. В ненецкой мифологии исходной первичной субстанцией самопроизвольно зарождающегося мира выступает жидкая глина, в которой проживала женщина, ставшая матерью богов-демиургов и людей. В процессе оседания частиц праматерии из жидкой глины образовалась земля, представлявшая собой плоское островное пространство, в центре которого возвышались горы, «с которых текут реки, в том числе и Обь. Земля окружена морем». Эти образы праматери-земли близки к русским представлениям о «матери-сырой земле».
Образ матери-земли
В мифологии ненцев и саамов земля расценивается как «общая мать», родоначальница всей живой и неживой природы. В ненецкой классификации мироздания к разряду феноменов живой природы относится всё то, что «движется» (вода, камень, огонь, ветер, солнце, звёзды). В мире неживой («мёртвой») материи царят законы покоя, недвижимости.
Подобные взгляды на живое и неживое отражают основу кочевой культуры ненцев, основанную на идеях вечного движения, включающего, в том числе, путешествия по шаманскому мировому древу. Человек в этой системе ценностей не является правителем, покорителем и преобразователем природы. Он — лишь живая часть вечно движущегося живого мира, «собирающий», «добывающий», «вылавливающий» на своём пути дары, ниспосланные ему матерью-землей.

Три шаманских мира и боги ненцев
По воззрениям ненцев, Вселенная (я’тир) делится на три мира, населённых людьми, животными и различными божествами и духами:
Верхний мир («Я’Миня»),
Средний мир («Я’Небя»),
Нижний мир («Я’Мюня»)
Верхний мир («Я’Миня») (нув’нянгы) состоит из семи слоёв неба (нув’си»в я); восьмой и девятый представляют собой бесконечное пространство. Все семь слоёв расположены один над другим по вертикали. Каждый из них управляется особым божеством и имеет своих особых духов.
Божество Нум
Мифы ненцев
Небо считается землёй Нума и представляется, с одной стороны, в чисто материальном виде как часть пространства Вселенной, а с другой — считается существом духовным, антропоморфизированным, богом, управляющим всем миром, Нум Вэсоко.
Местожительство Нума находится за семью-девятью препятствиями, выше звёзд, луны, далеко за солнцем. До Нума никто не может подняться, даже самый сильный шаман. Шаманы достигают лишь пятого слоя неба, где их встречает посланник Нума — Микола Мутратна или Яв’мал Вэсоко.

Мифы ненцев: семь сыновей Нума
В мифологии ненцев Нум имеет семерых сыновей, которые живут отдельно от него, каждый из них владеет определенной частью неба. Первый слой неба называется нув’хоба. Посреди этого мира живёт старший сын Нума — Яв’мал, там у него свой чум, такой же, как у людей, есть жена и дети. На втором-пятом слоях неба проживают другие сыновья Нума, они считаются покровителями отдельных родов ненцев. Старики называют такие имена: Хынгарте»э, Яха’мюй, Сабета яха, Хамба яха, Яптик хэхэ.
На шестом слое Верхнего мира обитает младший сын Нума — Нумгымпой. Наибольшим почитанием ненцев пользовался старший сын — Яв’мал, или Яумаль. Эти божества могут вмешиваться в жизнь Среднего мира и приходить на помощь человеку. От их воли зависят счастье и благополучие отдельных родов.
На седьмом небе находятся луна и звёзды, на восьмом — солнце. На девятом небе вместе с Нумом живёт богиня Я’Миня — защитница семьи и детей. По верованиям ненцев, душу ребёнка создаёт Нум, а вручает её человеку Я’Миня, мать-создательница. Она ведает судьбой человека; свое решение о том, какой быть судьбе, она записывает в особую книгу — ил’падар.
Кроме того, над землёй на различных ступенях неба (нуе’няро, нув’я) обитают и другие многочисленные божества и духи.

Средний мир
Мифы ненцев
Земля («Я’Небя») по представлениям ненцев является Средним миром, который, как и Верхний, делится на несколько сфер. В среднем мире, помимо людей и животных, обитает огромное количество духов-хозяев местностей, рек, озёр, лесов и т. д. Почитание их связано в основном с оленеводством. Ненцы называют богов и духов хэхэ (хэги), ере’ и вэсоко.
В ненецком шаманизме термин хэхэ обозначает третий разряд богов; это — духи воды, камней, животных, урочищ и пр. Хэхэ могут быть и небожители, и души умерших шаманов. Духов данного разряда много, и в каждой местности они имеют свои названия и функции. Наиболее почитаемые духи-хозяева называются ере’. Большинство этих духов сливается в сознании верующих с самими объектами. Ненцы олицетворяли реки, озёра, горы, наделяя их человеческими качествами.

К духам-хозяевам озёр и рек относятся Ид’Ерв, Яв’Ерв, То’Ерв, Яха’Ерв. Водяные духи — Ид’нгылеко, Ид’сармик. По ненецким поверьям, духи-хозяева рек, озёр, речек, ручьёв подчиняются главному богу, хозяину воды — Яв’мал Вэсоко. Духов-хозяев имеют и стихийные силы природы. По ненецким поверьям, ветрами управляют четыре духа-хозяина: Нгэрм Вэсоко, Ибадабцо’Ерв, Ялян тарп’Ерв, Яля падь мин. Во главе их стоит Сив’мин Ере — хозяин семи ветров.
Мифы ненцев: духи
К числу сверхъестественных обитателей Среднего мира ненцы относят семейных и родовых духов. Основным божеством, обеспечивающим благополучие в домашнем быту, считается хозяйка огня — Ту’Хада. Она оберегает домашний очаг, защищает от злых духов. Брачному союзу покровительствует хозяйка чума Мяд’пухуця — посредница между людьми и богиней Я’Миня. Считалось, что Я’Миня появляется символично у изголовья роженицы и помогает рожать. Во время родов около постели ставили изображение Мяд’пухуця: именно она охраняет новорождённого от злых духов.
По верованиям ненцев, на земле обитают и духи определённых болезней. Ненцы считают, что духи болезней вселяются в тело человека. Для избавления от недуга чаще всего прибегали к помощи шамана.
Нижний мир, мир духов
Владыкой Нижнего мира («Я’Мюня») является мрачный брат Нума — Нга. Повелителю подземного мира подчиняются многочисленные помощники, а также духи-посыльные, отправляющиеся за человеческими душами. Нга имеет небесное происхождение, у него есть жена и семь сыновей.
Наиболее страшными обитателями Нижнего мира ненцы считают тех духов, которые насылают болезни: Хабцянго Минрена, Мэдна, Нгуцяда, Хансосяда, Тэри Нгамгэ, Сустана, Мал’Тэнга и др.

Мифы ненцев: Нга
Это властелин подземного (нижнего) мира, в котором нет ни солнца, ни луны. Когда-то Нга выпросил солнце у Нума, и на земле стало темно. Люди обратились к Нуму с просьбой вернуть солнце, так как многие погибли от холода и мороза. Но Нга не захотел отдавать солнце, и тогда Нуму пришлось применить хитрость, чтобы забрать светило. С тех пор на земле в зимний период бывают полярные ночи.
Образ
Нга вызывает страх перед силами тьмы, преследующими людей, из-за чего человек никогда не чувствует себя в безопасности. Самый верный способ узнать намерение духов — обратиться к помощи шаманов самбдорта. Благодаря посредничеству своих предков они способны вступать в связь с силами Нижнего мира и, ублажая их дарами, предотвратить грозящие человеку несчастья.
Уровни нижнего мира
В нижнем мире ярусами располагаются семь подземных уровней, объединённых общим названием нгылад’нянгы. Первый ярус находится под землёй, населённой людьми. На нём живут маленькие человечки сихиртя. Они занимаются оленеводством, как и люди, но оленей им заменяют мамонты — я’хора («земляные олени»). Второй ярус простирается ниже подземных вод, там живут мифические существа Судбя, Я’Вол, Вэнм’Вэсота, Мал’Тэнга, Тунгу». Третий и четвёртый ярусы занимают духи болезней: Хабцянго Минрена, Мэдна, Хансосяда, Тэри Нгамгэ и др.
Пятый ярус заполняют земляные мифические черви Я’Халы и другие злые духи. Шестой и седьмой ярусы — это владения Нга и его сыновей, на восьмом и девятом он восседает на своем троне и отсюда отправляет на землю злых духов. Во всех подземных мирах царит вечный мрак, и души грешников обречены на безрадостное существование в царстве Нга. Могильным холодом веет от его слуг, когда они приходят к умирающим, чтобы забрать их души в Нижний мир.

Путешествие души после смерти
Мифы ненцев: путешествие души после смерти
Не всем душам предстоит переселение в подземные сферы по мифологии ненцев.
По представлениям ненцев после погребения душа покойного отправляется в путешествие по вышним судам, которое длится очень долго. Чтобы во время путешествия душу не перехватили злые духи, её сопровождает шаман. В ином мире душу встречают и сопровождают два духа, злой и добрый. Дорога к месту суда богов Нума и Нга полна разных препятствий и опасностей.
Например, душе умершего предстоит пройти через попутные селения. Душа человека, совершавшего зло, подвергается нападению духов этих селений. И здесь шаман должен спасти душу для суда.
Когда душа достигнет места суда, духи добра и зла сообщают Нуму и Нга о делах и поступках покойного, а также перечисляют, какие трудности преодолела душа на пути в мир мёртвых. Помощники богов отмечают зарубками на особом посохе добрые и злые дела покойника. Если добрых поступков у человека больше, чем злых, Нга не имеет над ним власти и решает его судьбу Нум. Глядя на сделанные помощником зарубки, Нум определяет местожительство души.
Душу человека, совершавшего добро, Нум забирает в мир небожителей. Душа человека, который жил на земле, делая добро, но требовал за это платы, попадает в селение своих предков. Души людей, в поступках которых преобладало корыстолюбие и честолюбие, Нум превращает в животных, приносящих пользу на земле. Только душу плохого человека духи зла забирают в подземное царство на самый нижний ярус.

Источники:
Николай Теребихин, «Сакральное пространство ненецких тундр», 2012 г.
ЯМАЛ-МЕДИА. Шаманы Крайнего Севера – дар или тяжкое бремя? 2020 г.
Лар Леонид Алексеевич, «Шаманы и Боги», 2019 г.
Мифы ненцев — мифология северных народов — отрывок из книги Ирины Никулиной «Энциклопедия богов, демонов и мифических существ»
Книга «Энциклопедия богов, демонов и мифических существ» Ирины Никулиной

Аннотация на книгу
Новая объёмная энциклопедия мифических существ (богов, демонов, призраков, вампиров, мифических животных и т.д.) описывает более 1600 персонажей из мифов и легенд разных народов мира.
794 стр. + более 100 иллюстраций
В книге две части: первая часть – 20 статей на тему мифологии разных народов, вторая часть – алфавитный указатель мифических существ для удобной навигации.
В Энциклопедии описаны древние боги Месопотамии, мифические существа Древнего Шумера, Египта, Греции, Китая, Японии, Кореи, Индии, также демоны Востока, Европы, христиан и древних евреев.
Кельты, друиды, шаманы, мифические существа Африки и Австралии, боги индейцев, славян, северных и тюркских народов, мифы Северного Кавказа и многое другое.
Купить книгу на сайте автора>>
Мифология разных народов, читайте интересные посты>>
15 правил пофигизма Дон Хуан Имаджика Ирина Никулина Карлос Кастанеда Кастанеда Китай Книги Кастанеды Магическая реальность На пути к безупречности Наталья Бахтина Энциклопедия богов бессмертие видение энергии выключение внутреннего монолога дон Хуан женские практики йога китайская мифология книга Ирины Никулиной книга Магическая реальность книга Никулиной книги Кастанеды книги Никулиной магическая реальность магические пассы медитация мифология намерение неделание огонь изнутри осознание осознанное сновидение осознанность писатель подсознание практики путь воина сновидение сталкинг творческий поток творчество тенсегрити точка сборки учение дона Хуана