Мифология ацтеков, устройство мира, основные боги
Устройство мира у ацтеков
У этих племен был довольно большой пантеон богов и богинь. Их насчитывается более двухсот. На гербе Мексики изображено переселение ацтеков из дома Ацталан на остров в озере Тескоко. Случилось это так: ацтеки увидели орла, который держал в когтях гремучую змею, сидя на кактусе. Это было пророчество бога Уицилопочтли о том, что нужно построить новый дом именно в этом месте. Прислушавшись к знакам, именно там ацтеки и основали столицу Теночтитлан.
Астлан (Aztlān) – «Страна цапель», мифическая прародина ацтеков. В сказаниях описывается как остров посреди большого озера. Первоначально ацтеки, как и другие народы науа, считали своей прародиной Чикомосток – страну, находившуюся где-то на северо-западе от долины Мехико. Миф об Астлане возник после образования у ацтеков собственного государства.
Миктлан (Mictlan) – в мифологии ацтеков загробный мир, делившийся на девять уровней. Последний уровень подземного мира располагался на севере. Все души, за исключением воинов, павших в боях, женщин и детей, умерших во время родов (они отправлялись в Тонатиуичан, или «Дом Солнца»), и утопленников (они попадали в Тлалокан) попадали в Миктлан, где обретали вечный покой.
Во время похорон мёртвых наделяли магической силой и при помощи бога Шолотля они могли удачно добраться до Миктлана. Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия.
Последнее препятствие – широкую реку — покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя Миктлана – Миктлантекутли, умерший подносил ему свои дары и получал своё место в одной из девяти преисподних.
Мифология ацтеков: боги ацтеков
Боги ацтеков делились на три категории. Одни отвечали за погоду, другие за сельское хозяйство, а третьи – за войны.

Самые значимые боги ацтеков:
Кетцалькоатль
Мифология ацтеков: Кетцалькоатль (Quetzalcoatl) – пернатый змей, бог ветра и дождя.
В мифологии ацтеков и толтеков – бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий. Один из основных богов толтеков, ацтеков и других народов центральной Мезоамерики. Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох и правил одной из эпох, создав человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане.
Также он является и богом ветров Эхекатлем (одной из его форм), и богом вод, и изобилия. В качестве бога вод он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей.

Кетцалькоатль считается сыном богини Чимальмы (Чимальму). По одной из легенд, она зачала Кетцалькоатля, проглотив драгоценный камень жад. Кетцаль (кетсаль, кецаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.
По другой версии, Кетцалькоатль — сын богини Коатликуэ и брат-близнец Шолотля. Как носитель культуры, он подарил миру кукурузу (маис) и календарь и является покровителем искусств и ремёсел.
По одному из мифов, после смерти он превратился в утреннюю звезду (Венеру) и стал ассоциироваться с Тлауицкальпантекутли. У толтеков его оппонентом выступал Тескатлипока. Позже ацтеки сделали из него символ смерти и возрождения, а также покровителя жрецов. Жрецов высших санов называли его именем «Кетцалькоатль».
Культ Кетцалькоатля был широко распространён в Теотиуакане, Туле, Шочилько, Чолуле, Теночтитлане и в Чичен-Ице.
Имя
Его дух – смесь птицы и гремучей змеи, а его имя на языке науатль переводится так: кетцаль (птица с изумрудным оперением) и коатль (змея). Был покровителем науки, образования.
Есть легенда, в которой говорится, что Кетцалькоатль со своим собакоголовым спутником Ксолотлем (другая транскрипция Шолотль, от Xolotl)спустился в страну смерти, чтобы собрать кости древних мертвецов. После этого он влил в кости свою кровь и таким образом возродил человечество.
Мифология ацтеков: Коатликуэ
Коатликуэ (Coatlicue) – «змеиная юбка», «Она в платье из змей», Коатлантонан – «Наша змеиная мать». Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключены начало и конец жизни. Она – мать бога солнца Уицилопочтли. По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями – Сенцон Уицнауа и дочерью Койольшауки – богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек («змеиная гора»), чтобы принести жертву.
Коатликуэ – олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ – богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.
Образ
Богиню изображали в одежде из змей. Её лицо имеет два клыка змеи, а юбка сделана из переплетённых змей, на шее – ожерелье из рук, сердец и черепов.
Считается женским божеством, породившим звёзды и луну. Её боялись, но уважали. Она символизировала древность земли и являлась богиней деторождения. В мифологии ацтеков она была жрицей, подметала святилище на горе Коатепек, когда с неба упал шар из перьев и оплодотворил её.

Мифология ацтеков: Мишкоатль
Мишкоатль (Mixcoatl) – «Облачная змея», или Истак Мишкоатль – «Белая облачная змея», отождествляемый также с Камаштли – бог звёзд, полярной звезды, охоты и войн, отец Кетцалькоатля. Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя.
Позже у ацтеков связывается с культами Уитлопочтли и Кетцалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа. Иногда в мифах он является ипостасью Тескатлипоки – он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод, который раскрутил вокруг оси как сверло. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ.
Образ
Изображался с копьём (атлатль) и дротиками в руках. Он убил Ицпапалотль («обсидиановую бабочку»).

Сиуакоатль
Мифология ацтеков Сиуакоатль
Сиуакоатль (Cihuacoatl) – «Женщина-змея». Одно из древнейших божеств в мифологии индейцев Центральной Америки. Богиня-мать земли, войны и деторождения, мать Мишкоатля. Покровительница родов и женщин, умерших во время родов, а также покровительница повивальных бабок и повелительница духов сиуатетео, в которых превращались женщины, умершие при родах.
Она помогала Кетцалькоатлю в создании первых людей этой эры, которые созданы из костей людей предыдущей эры и крови старых богов, пожертвовавших свою кровь для этой цели.
Образ
Изображается в виде молодой женщины с ребёнком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы, вооружённая копьеметалкой и щитом; иногда двухголовой. Её крик сигнализирует о начале войны.
Культ Сиуакоатль был особенно популярен в ипостаси Тонацин, а центр её культа находился в городе Кулуакан.
Тескатлипока
Тескатлипока (Tezcatlipoca), в переводе «дымящееся зеркало».
Бог ночного неба, времени и предков, владыка ночи, брат Кетцалькоатля (Quetzalcōātl). Главный антагонист Уицилопочтли. Его духом был ягуар. Также он был верховным богом толтеков. В легендах говорится, что оба этих бога (Тескатлипока и Уицилопочтли) создали мир. Но Тескатлипока символизирует смерть и холод, представляет собой злую силу, он всегда носит с собой обсидиановое зеркало.
Тлалок
Тлалок (Tlaloc) (перевод: «тот, кто заставляет вещи прорастать»).
Бог дождя. Изображался в маске с большими круглыми глазами и длинными клыками. Тлалок был двояким богом (частая история в мифологии ацтеков); как добрый, этот бог ассоциировался с проливными дождями, необходимыми для плодородия земли, но он также был связан и с природными явлениями, такими как бури, гром, молния, град и засуха, и в этом плане он выступал как бог-каратель.
Тлалок также был властелином потустороннего места Талокан (подобие рая). В этом месте пребывали духи людей, умерших во время наводнений, бурь и болезней. Его святилище находилось на вершине Большого храма Теночтитлана.

Тонатиу
Тонатиу (Tonatiuh) (науатль: «Движение солнца») – это ацтекское божество солнца дневного неба, которое управляет кардинальным направлением на восток, он же «бирюзовый владыка». Был ацтекским богом, символизирующим пятое Солнце, и вождём небес согласно представлению этнической группы Мехико в доиспанской культуре.
Имена
Тонатиу (Tonatiuh) – «Солнце», Куаутемок – «Нисходящий орёл», Пильцинтекутли – «Юный владыка», Тотек – «Наш вождь», Шипилли – «Бирюзовый царевич».
Бог солнца, изображался в виде солнечного диска, иногда в виде сидящего на корточках человека с диском на спине. Ему приносили жертвы, считалось, что богу нужна человеческая кровь, чтобы питать мир теплом. Сердца жертв рассматривались как символическая пища для солнца. Покровитель воинов.

Боги солнца
Ацтеки верили, что живут во вселенной, которая находится во власти поколений богов солнца. Нынешнее солнце, известное как Тонатиу, является пятым. Первые три предыдущих солнца погибли из-за штормовых ветров, ягуаров и огненного дождя. Четвёртое было уничтожено наводнением, когда люди превратились в рыб и распространились по океану.
По представлениям ацтеков, после гибели четвёртого солнца боги собрались, чтобы решить, какой бог станет следующим солнцем. Они разожгли костёр, чтобы принести в жертву следующего добровольца. Два бога – Нанауацин и Тексистекатль – соперничали за эту честь. Был выбран бедный бог Нанауацин.
Гордый Тексистекатль настаивал на том, чтобы стать солнцем, но в последний момент заколебался. Нанауацин проявил больше храбрости и прыгнул в огонь. Тексистекатль набрался храбрости и последовал за Нанауацином. Таким образом на небе образовались два светила: изначально Луна и Солнце были одинаково яркими.

Опасаясь, что земля сгорит под светом двух светил, один из богов бросил в Тексистекатля кролика, и он потемнел, превратившись в сегодняшнюю Луну. Отныне на поверхности Луны можно различить фигуру кролика. Во время полнолуния «кролик на Луне» становится хорошо заметным (по представлениям ацтеков).
В соответствии с мифологией ацтеков, Тонатиу, известный как «Пятое солнце», получил календарное название «науи олин», что означает «4 Движения». Символ Тонатиу — орёл; по представлениям ацтеков, он путешествует по небу каждый день, восходя на востоке и спускаясь на западе.
Считалось, что его путешествие поддерживается ежедневными человеческими жертвоприношениями. Его имя с языка науатль также можно перевести как «Тот, Кто выходит сияющим» или «Тот, Кто творит день». Раньше Тонатиу считался центральным божеством на календарном камне ацтеков, но больше не идентифицируется как таковой. В культуре толтеков Тонатиу часто ассоциируется с Кетцалькоатлем в его проявлении как аспекта утренней звезды планеты Венера.
Мифология ацтеков: Уицилопочтли (Вицлипуцли)
Мифология ацтеков: Уицилопочтли (Huitzilopōchtli) — верховный бог Мексики. В переводе «колибри юга».
Уицилопочтли – бог войны и столицы ацтеков Теночтитлан, его духом был орёл, святилище находилось на вершине пирамиды Темпло Майор, было покрашено в красный цвет и украшено черепами людей. Он считался богом огромной силы и внушал людям сильный страх, который приходилось утолять человеческими жертвоприношениями.

По легенде этот бог враждовал со своей сестрой, богиней Луны – Койольшауки. Символизируя солнце, он постоянно бился с луной за контроль над небом. Его сопровождали духи павших в бою воинов и женщин, умерших во время родов. Духи возвращались в виде птичек колибри, поэтому этот бог назывался «колибри юга».
Продолжение следует…
(Отрывок из книги Ирины Никулиной «Энциклопедия богов, демонов и мифических существ»)

Книга «Энциклопедия богов, демонов и мифических существ»

Аннотация на книгу Ирины Никулиной
Новая объёмная энциклопедия мифических существ (богов, демонов, призраков, вампиров, мифических животных и т.д.) описывает более 1600 персонажей из мифов и легенд разных народов мира.
794 стр. + более 100 иллюстраций
В книге две части: первая часть – 20 статей на тему мифологии разных народов, вторая часть – алфавитный указатель мифических существ для удобной навигации.
В Энциклопедии описаны древние боги Месопотамии, мифические существа Древнего Шумера, Египта, Греции, Китая, Японии, Кореи, Индии, также демоны Востока, Европы, христиан и древних евреев.
Кельты, друиды, шаманы, мифические существа Африки и Австралии, боги индейцев, славян, северных и тюркских народов, мифы Северного Кавказа и многое другое.
Купить книгу на сайте автора>>
15 правил пофигизма Дон Хуан Имаджика Ирина Никулина Карлос Кастанеда Кастанеда Китай Книги Кастанеды Магическая реальность На пути к безупречности Наталья Бахтина Энциклопедия богов бессмертие даос даосизм духовные практики женская энергия женские практики китайская мифология книга Ирины Никулиной книга Магическая реальность книга Никулиной книги Кастанеды книги Никулиной магическая реальность магические пассы медитация мифология намерение неделание осознание осознанное сновидение осознанность писатель подсознание практики путь воина сновидение сознание сталкинг творческий поток творчество тенсегрити точка сборки учение дона Хуана