Пост из категории Мифология — мифология майя — от отрывок из книги Ирины Никулиной Энциклопедия богов, демонов и мифических существ
Устройство мира у майя
В мифологии майя был создан большой пантеон, более двухсот богов и богинь. Причём представления о божественных сверхсилах многим богам не предписывались. Считалось, что богов можно обмануть, или их может убить смертный.
Основным источником мифологии майя служат доколумбийские книги майя и Пополь Вух, священный текст майя. Именно в нём излагаются мифы о сотворении мира.
Майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Они представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня — подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы были связаны с природными и астрономическими циклами. Повторяющиеся явления природы отображались в различного рода календарях. При этом задача религиозного лидера майя состояла в интерпретации этих циклов.
Космология майя
Вселенная — йок каб (буквально: над землей) — представлялась древним майя в
виде расположенных друг над другом миров. Прямо над землей находилось
тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались
девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.
В центре земли возвышалось «Первоначальное дерево». По четырем углам, строго соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Востоке —
красное, символизирующее цвет утренней зари. На Севере — белое; быть может, в памяти людей сохранился когда-то виденный их предками, пришедшими с севера, белый цвет
снега? Черное дерево — цвет ночи — стояло на Западе, а на Юге росло желтое — оно символизировало цвет солнца.
В прохладной тени «Первоначального дерева» — оно было зеленым — разместился рай. Сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем.
Древние майя не сомневались, что земля была квадратной, в крайнем случае, прямоугольной. Небо, словно крыша, покоилось на пяти подпорках — «небесных столбах», то есть на центральном «Первоначальном дереве» и на четырех «цветных деревьях», росших по краям земли. Майя как бы перенесли планировку своих древних общинных домов на окружавшую их видимую вселенную, смоделировав ее в своем сознании по образу и
подобию того, что в далекие времена было конкретной реальностью.
По-видимому, и центральное «Первоначальное (мировое) дерево», бывшее в понятии майя началом всех начал, имело не менее реальную и вполне земную «модель» — центральный столб наиболее примитивных и древних жилищ с круглой планировкой.
Майя: 13 небес
Удивительнее всего, что представление о тринадцати небесах возникло у древних майя также на материалистической основе. Оно явилось непосредственным результатом длительных и весьма тщательных наблюдений за небом и изучения в мельчайших, доступных невооруженному человеческому глазу подробностях движения небесных светил. Это позволило древнейшим астрономам майя, а скорее всего еще ольмекам, в совершенстве усвоить характер перемещений Солнца, Луны и Венеры по обозримому небосклону.
Майя, внимательно наблюдая за движением светил, не могли не заметить, что они перемещаются не вместе с остальными звездами, а каждое своим собственным путем. Как только это было установлено, естественнее всего было предположить, что у каждого светила имелось свое «небо» или «слой неба». Более того, непрерывные наблюдения позволили уточнить и даже конкретизировать маршруты этих передвижений в течение одного годового пути, поскольку они действительно проходят через вполне определенные группы звезд.
Если представления майя о строении вселенной в целом нам сегодня ясны и не вызывают каких-либо особых сомнений, совсем иначе обстоит дело с их «подземными мирами». Мы не можем даже сказать, почему их было именно девять (а не восемь или десять). Известно лишь имя «владыки преисподней» — Хун Ахав, но и оно пока еще имеет только предположительное толкование: «Бог планеты Венера».

Календарь майя

В частности, по астрологии и календарю майя, «время пятого Солнца» закончилось 21—25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние). «Пятое Солнце» известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху должно было произойти движение Земли, от которого бы многие погибли.
Эта дата вызывала много панических лжепророчеств и эзотерических спекуляций.
Боги майя
Акан (Acan) – бог пьянства. Ассоциировался с алкоголем, опьянением, был покровителем бальче – мезоамериканского коктейля, приготовленного из перебродившего мёда и горькой коры дерева Блаш. Аналог Бахуса или Диониса.
Ах Пуч (Ah puch) – один из богов смерти в Чьяпасе. В Пополь Вух также упоминаются Хун-Кам (одна смерть) и Вукуб-Кам (семь смертей).
Икс Чель (иногда пишется как Ixchel) (Икшель) – богиня луны. Ассоциируется с луной, погодой, плодородием, здоровьем. Она, согласно давней археологической традиции, была богиней луны майя, одна из самых важных и древних божеств майя, связанная с плодородием и продолжением рода. Ее имя Ix Чель переводится как «Леди Радуга» или как «Бледнолицая», что является намеком на поверхность Луны.
Ицамна (Кукулькан)
Ицамна (Itzamna) (Кукулькан) – царь неба, ночи и дня, самый популярный бог, муж богини Икс Чель. Его изображали как беззубого старика с крючковатым носом и цилиндрической шляпой, но при этом с приветливым характером. Иногда его называют сыном бога-создателя Хунаба Ку. Слово «Ицамна» означает «ящерица» или «большая рыба».
Второе имя этого бога – Кукулькан (божество пернатых змей), которое ассоциируется с Кетцалькоатлем, пернатым змеем. Есть изображения этого бога в виде двухголовой змеи или гибридного существа: человека и ящерицы. По легенде, Ицамна помогает людям пережить потоп, вызванный его отцом. Далее он изобретает письменность, календарь, сельское хозяйство, медицину. Он был тем, кто заложил основы цивилизации майя.

Иш Таб (Ixtab) – богиня самоубийства, связанная с луной. Изображалась с верёвкой на шее, свисающей с небосвода.
Кинич Ахау (Kinich Ajau) – бог солнца юкатанских майя (Юкатан). Изображался с квадратными глазами, c бородой, с кривыми зубами и крючковатым носом. Считалось, что ночью он превращается в ягуара.
Камазотц (Camazotz) – монстр, летучая мышь. Человекоподобное существо, похожее на летучую мышь, вампир. Очень опасный и злой.
Кукоча (Cucoch) – бог творчества, друг Акана.
Хуракан (Jun Ragan) — «сердце неба», бог бурь и хаоса. Первозданная сила, необходимая богам, чтобы создать порядок творения и проявить физический мир. Считается, что именно он призвал потоп, чтобы уничтожить людей и возродить Землю заново. Ассоциируется с молнией, ветром, бурей. Хуракан своей молнией расколол гору и открыл майя семена маиса, с чего и началось земледелие. Изображался с ветвистым носом и ногой, которая переходит в змею. Возможно от его имени произошло слово «ураган».
Чаак
Чаак (Chaak) – бог дождя, грома и молнии. Ему приносили жертвоприношения на вершинах храмов-пирамид. Брат бога солнца Кинич Ахау. Братья были очень дружны, пока Чаак не влюбился в жену Кинич Ахау (прекрасную Икс Чел) и в дальнейшем понёс наказание за эту связь.
В легендах майя говорится, что дождь идёт тогда, когда Чаак плачет от раскаяния. Считалось, что он обитает в глубоких пещерах, где есть источники воды, а не на небесах. Ассоциируется с ацтекским Тлалоком.

Юм Каакс, Юм Кааш (Yum Kaax) — «владыка лесов», бог леса, сын Ицамны и Икс Чел. Изображался с кукурузой вместо головного убора. Хранитель леса и защитник природы, как фауны, так и флоры. Ему поклонялись земледельцы и охотники.
Юм Чимил (Yum Cimil) — «владыка смерти», бог смерти в Юкатане. Его можно описать как бога без плоти, он скорее дух смерти, олицетворение разложения; изображался в маске-скелете с выпяченным животом, пустыми глазницами и телом, украшенным костями.
Юмил Каксоб (Yumil Kaxob) — «владелец урожая», бог растений. Воспринимался как сила, живущая в сельскохозяйственных растениях. Именно он позволял расти растениям и созревать урожаю, считается богом маиса. Иногда его называют сыном Чаака. Он мог воскрешаться, как бы завершая и начиная цикл природы
Эк Чуай (Ek Chuaj) – торговый бог какао.
Пост из категории Мифология — мифология майя — отрывок из книги Ирины Никулиной Энциклопедия богов, демонов и мифических существ
Мифология инков>> Мифология ацтеков>>
Книга «Энциклопедия богов, демонов и мифических существ»

Аннотация на книгу Ирины Никулиной
Новая объёмная энциклопедия мифических существ (богов, демонов, призраков, вампиров, мифических животных и т.д.) описывает более 1600 персонажей из мифов и легенд разных народов мира.
794 стр. + более 100 иллюстраций
В книге две части: первая часть – 20 статей на тему мифологии разных народов, вторая часть – алфавитный указатель мифических существ для удобной навигации.
В Энциклопедии описаны древние боги Месопотамии, мифические существа Древнего Шумера, Египта, Греции, Китая, Японии, Кореи, Индии, также демоны Востока, Европы, христиан и древних евреев.
Кельты, друиды, шаманы, мифические существа Африки и Австралии, боги индейцев, славян, северных и тюркских народов, мифы Северного Кавказа и многое другое.
Купить книгу на сайте автора>>
15 правил пофигизма Дон Хуан Имаджика Ирина Никулина Карлос Кастанеда Карлос Кастанеда и учение дона Хуана Кастанеда Китай Книги Кастанеды Магическая реальность На пути к безупречности Наталья Бахтина Энциклопедия богов гармония даосизм дон Хуан женские практики йога книга Ирины Никулиной книга Никулиной книги Кастанеды книги Никулиной магическая реальность магические пассы медитация мифология намерение неделание несгибаемое намерение осознание осознанное сновидение осознанность подсознание практики путь воина самоисцеление сдвиг точки сборки сновидение сон сталкинг творческий поток творчество тенсегрити точка сборки учение дона Хуана
