Пост Гильгамеш — отрывок из книги Ирины Никулиной «Энциклопедия богов, демонов и мифических существ«.
Кто такой Гильгамеш
Гильгамеш (предок, совершивший подвиг) — царь Урука, самый популярный герой шумерского фольклора, главный герой «Эпоса о Гильгамеше». Гильгамеш — это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильга-мес», что, возможно, значит «Предок героя». Легенды называют его сыном богини Нинсун и эна (верховного жреца) Кулабы, поселения, вошедшего в состав Урука.
Известен своей силой и храбростью, воин, победитель чудовищ. До нас дошёл источник «Эпос о Гильгамеше» — или поэма «О всё видавшем». В ней рассказывается о царе Гильгамеше, который имел кровь богов (происходил от полубогини и обычного человека).
Он отправился в путешествие, чтобы раздобыть себе бессмертие, считая, что по материнской линии он наследник богов и потому достоин получить вечную жизнь. Однако герой потерпел неудачу и узнал от богов, что есть судьба, которую можно изменить, и есть рок, который нельзя изменить. Бессмертие даровалось только богам, а людской рок – умирать, прожив свой небольшой срок.

Герои эпоса
Главные герои эпоса:
Гильгамеш — являлся богом на одну треть, герой, царь города Урук в Южной Месопотамии.
Энкиду — человек-зверь с силой божества, голем, созданный богиней, друг Гильгамеша. Перевод имени: «создан Энки».
Второстепенные персонажи:
Утнапишти — смертный, обретший вечную жизнь.
Уршанаби — корабельщик, друг Утнапишти.
Иштар — богиня плодородия и любви.
Энлиль — бог воздуха, ненавистник человечества.
Шамаш — бог Солнца.
Хумбабу — мистический великан, страж кедрового леса.
Эа — бог загробного мира.
Сидури — богиня-хозяйка, владелица чудесного сада.
Аруру — богиня-мать, слепившая Энкиду из глины.
Ану — верховный бог, «небо», глава шумерского пантеона.
Анту — богиня небес, первая жена Ану.
Шамхат — блудница.
Краткое содержание эпоса
В древней Месопотамии царем Урука (сильного и развитого по тем временам населённого города-царства) был Гильгамеш. В юности он был жестоким правителем; сильный от рождения, но упрямый и вздорный, он не имел уважения к богам. Его сила настолько превосходила силу земного человека, что он мог побороть быка или льва одними руками, как это делал библейский герой Самсон.
Ещё один главный герой эпоса – сильное существо, созданное богиней, названное Энкиду («Энки сделал»), который пришёл, чтобы убить Гильгамеша. Его создали искусственно, как голема, и потому выглядел он чудовищно, но был очень силён. Гильгамеш был такой жестокий, что его подданные просили богов создать кого-нибудь, чтобы царю было куда направить свою силу и воинственность.
И тогда богиня Аруру создала по просьбам жителей города полузверя-получеловека. Энкиду бросил вызов царю Гильгамешу и сразился с ним в честной битве. Но оказалось, что их силы равны. Гильгамеш восхитился этим странным созданием, и с тех пор началась их крепкая дружба. Гильгамеш даже привел его к матери – богине Нинсун, чтобы она благословила полузверя как родного брата для своего сына.

Лилит и Гильгамеш
Далее в мифе рассказывается о Гильгамеше и дереве хулуппу (ива, посаженная на берегу реки Евфрат богами), в стволе которого затаилась демоница Лилит. Лилит была первой неудачной женой Адама (АДА.МУ – первый, созданный Энки и Нинхурсаг человек). А в корень дерева, посаженного богами, зарылась огромная змея. Гильгамеш, как храбрый защитник, не позволил сразить могучее дерево, полюбившееся ассирийской богине любви Инанне (Иштар).
Когда богиня Иштар оценила мужество молодого царя, она предложила ему стать её мужем. Но Гильгамеш отказался, за что боги направили на землю грозного и огромного быка, который должен был погубить героя. Но Гильгамеш вместе с Энкиду побороли быка, так же как и великана Хумбабу.
Смерть Энкиду
Далее вместе с Энкиду герой отправился в страну кедров (современный Ливан). Там они вместе убили стража кедрового леса — чудовище Хумбабу, за что был наказан Энкиду.
Согласно мифу он умер от болезни спустя двенадцать тяжёлых дней, пожертвовав собой вместо Гильгамеша. Царь горько оплакивал своего близкого друга. Но самому Гильгамешу было суждено продолжить путь на земле. Краткое содержание эпоса о Гильгамеше даёт представление о том, как сильно изменила Гильгамеша дружба с Энкиду, сделав его почтительным к богам. А после смерти друга Гильгамеш сильно изменился.

Атрахасис (Ной)
Гильгамеш надевает на себя рубище и отправляется в неведомый путь, дабы найти истинное знание о том, что такое смерть, и вымолить у высших сил вечную жизнь. Он пересёк воды смерти, не побоялся прийти к другому берегу моря, где жил Утнапишти (в вавилонских текстах – Атрахасис, человек, получивший бессмертие, и единственный выживший после потопа, библейский Ной).
Тот поведал Гильгамешу о цветке, что растёт на дне моря Смерти. Только тот, кто сорвёт дивный цветок, может продлить свою жизнь, но всё же не вечно, а лишь на время. После этого рассказа Гильгамеш привязал тяжелые камни к своим ногам и бросился в море Смерти (возможно, Мёртвое море).
Он нашёл цветок, дарующий бессмертие, сорвал его со дна моря Смерти. Однако по пути домой он окунулся в прохладный пруд, а цветок оставил на берегу. И в это время змей украл цветок, съел его и на глазах героя стал моложе. А Гильгамеш вернулся домой, разбитый своим поражением.

Всемирный Потоп в поэме
Поэма о Гильгамеше содержит развёрнутый рассказ о Всемирном потопе. Идя по пути, который открыт лишь одному Солнцу, Гильгамеш приходит за ответами на свои вопросы к Утнапишти — одному бессмертному среди всех людей.
Предок Утнапишти, знавший все тайны мира, поведал Гильгамешу об ужасном потопе в древности и построенном корабле спасения. Утнапишти является прототипом ветхозаветного Ноя. Согласно библейским сказаниям, Ной действительно жил более 600 лет и мог считаться бессмертным для обычных людей.
Описание потопа в Эпосе о Гильгамеше:
При первых же проблесках яркого рассвета над горизонтом поднялось темное черное облако, и внутри него ревел Адад, Бог Бури.
Боги ануннаки несли факелы огня,
опаливая страну яркими вспышками.
Гнев Бога Бури прошёл по небу,
и все, что было ярким, превратилось в тьму.
[Он] набросился на землю, как бык [ в ярости ],
он разбил [ее] на куски [ как глиняный сосуд ]
Даже боги испугались Потопа,
они ушли и поднялись на небеса Ану,
лежа, как собаки, свернувшись клубочком
Богиня вскрикнула, как роженица.
За это испытание Утнапишти и его жена получили бессмертие, но, по его мнению, никто, кроме них, не может жить вечно.

Так Гильгамеш узнал закон богов (ануннаков): есть судьба и ее можно изменить, а есть рок — его нельзя изменить. Короткий век у созданий богов (людей) — это рок, его изменить нельзя.
Гильгамеш у Захария Ситчина
Захария Ситчин, основоположник палеоконтакта (контакта с богами-инопланетянами в древности) не раз пишет о Гильгамеше и об Эпосе, пересказывая эту историю как поиски бессмертия получеловеком-полуаннунаком (Гильгамеш был на две трети бог по матери и на одну треть человек и именно это не давало ему право на бессмертие).
Эпос о Гильгамеше был записан аккадским языком на основе шумерских текстов не сохранившихся до наших дней. У него есть несколько версий, которые перекликаются друг с другом. На аккадском языке Эпос называется «О всё видавшем» . Само имя Гильгамеш на шумерском звучит как Бильга Меш и означает старый ребенок. Так древние народы называли мудрых людей. Настоящий Гильгамеш жил в 27 веке до нашей эры и был правителем города Урук.
Захария Ситчин пишет в своих книгах о том, что Гильгамеш и Энкиду обнаружили в сердце Кедрового леса тоннель, ведущий в большое помещение, что-то вроде командного пункта — «тайную обитель ануннаков».

Отрывок из Эпоса и Все видавшем — 1 табличка
О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
Стеною обнес Урук огражденный,
Светлый амбар Эаны священной. —
Осмотри стену, чьи венцы, как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащим издревле,
И вступи в Эану, жилище Иштар , —
Даже будущий царь не построит такого,—
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай:
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?
Пост Гильгамеш — отрывок из книги Ирины Никулиной «Энциклопедия богов, демонов и мифических существ«.
Аннотация на книгу Энциклопедия богов, демонов и мифических существ

Новая объёмная энциклопедия мифических существ (богов, демонов, призраков, вампиров, мифических животных и т.д.) описывает более 1600 персонажей из мифов и легенд разных народов мира.
794 стр. + более 100 иллюстраций
В книге две части: первая часть – 20 статей на тему мифологии разных народов, вторая часть – алфавитный указатель мифических существ для удобной навигации.
В Энциклопедии описаны древние боги Месопотамии, мифические существа Древнего Шумера, Египта, Греции, Китая, Японии, Кореи, Индии, так же демоны Востока, Европы, христиан и древних евреев.
Кельты, друиды, шаманы, мифические существа Африки и Австралии, боги индейцев, славян, северных и тюркских народов, мифы Северного Кавказа и многое другое.
Купить книгу на сайте автора>>
Древние пришельцы>> Боги Индии>>
