Миф о сотворении мира в Китае — тема сегодняшнего поста. Отрывок из книги Ирины Никулиной «Фэнтези-мир Китая» >>
Миф о сотворении мира в Китае
В Китае отсутствует единый мифа о сотворении мира, как например в христианстве или иудаизме. Есть несколько легенд и все они немного отличаются. Одно известно точно: мир был сотворен в китайский Новый год, а боги и люди созданы в последующие 15 дней.
Есть мифы, где говорится, что мир был создан из изначального Хаоса. По другому мифу все живое получилось из тела умершего бога Паньгу.

Миф о сотворении мира — версии без творца
Существуют версии сотворения мира, в которых сотворение произошло без участия творца, бога или группы богов. Первоначальным элементом творения в таких мифах считается не традиционная вода (как например, в египетских мифах), а энергия ци.
«Ци считалась воплощением космической энергии, управляющей материей, временем и пространством. Эта энергия, согласно китайским мифическим повествованиям, претерпевает трансформацию в момент сотворения мира, так что туманный элемент пара дифференцируется на два элемента: мужской и женский, инь и ян, твердую и мягкую материю и другие бинарные элементы»
Энн Биррелл, «Китайская мифология: введение», Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1993 г.
В «Лингсиане» (靈憲), тексте, написанном около 120 года нашей эры (автор Чжан Хенг), рассказывается о сотворении Неба и Земли.
«… До того, как появилось Великое Равновесие (или Великая Основа, Тайсу, 太素) , была лишь темная безмятежность и таинственное спокойствие, неясное и мрачное. Ни одно изображение не может передать это. В его центре была пустота; снаружи не было ничего. Так все и оставалось на протяжении долгих веков; это называется безвестностью (минсин, 溟涬). Это было началом Дао…
Когда ствол Дао вырос, появились существа и сформировались очертания. На этом этапе изначальная ци разделилась на твердую и мягкую, чистую и мутную, заняв разные позиции. Небеса образовались снаружи, а Земля закрепилась внутри. Небеса обрели свое тело от Ян, поэтому они были круглыми и подвижными; Земля обрела свое тело от Инь, поэтому она была плоской и неподвижной. Благодаря движению происходило действие и испускание; благодаря неподвижности происходило соединение и трансформация. Благодаря соединению происходило оплодотворение, и со временем все виды вещей развивались. Это называется Великим Началом (Тайюань, 太元). Это было воплощением Дао»

Концепция Инь-янь
Миф о сотворении мира
В основе всех этих мифов находится концепция инь-ян — “превращения и деления”.
Сила инь олицетворяет женское начало: землю, тьму, смерть, луну и четные числа; сила ян — это мужское начало: небо, свет, жизнь, солнце, нечетные числа. Взаимодействие и борьба инь и ян порождает пять первоэлементов из которых состоит мир, — землю, огонь, воду, металл и дерево. Но эти представления о создании мира были популярны среди образованных людей, даосов, философов и т. д. А вот простые люди больше верили в миф с участием Паньгу.
По представлениям древних китайцев, земля была квадратной, а купол неба – полукруглый. Его поддерживали восемь колонн.

Сотворение мира Паньгу
Миф о Паньгу впервые зафиксирован в памятнике южных племен Китая еще в III в.н.э. Было несколько варинатов этого мифа. В одном из них говорится, что изначально в мире был великий Хаос. И вот в Хаосе зародилось яйцо, внутри которого был Паньгу. Зарождение произошло из-за столкновения и взаимодействия сил инь-ян.
Через восемнадцать тысяч лет Паньгу наконец-то пробудился (до этого он просто созревал внутри яйца). У него был большой топор и, взмахнув им, Паньгу отделил желток (инь) от белка (ян) и сотворил мутную часть — землю (инь) и светлую часть — небо (ян). Откуда взялся топор, если ничего вокруг не было – не совсем понятно. Предпологают, что топор был порожден силами инь-ян и стал первым в истории мира материальным предметом.
Каждый день Паньгу вырастал на чжан (около 3 метров) и отталкивал небо от земли. Небо каждый раз поднималось на один чжан и земля становилась толще. Так продолжалось восемнадцать тысяч лет, пока небо не поднялось очень высоко, а земля опустилась очень низко. Сам Паньгу в это время вытянулся до огромных размеров.

Паньгу
После этого Паньгу умер, а из частей его тела образовлаось все на свете: его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом, левый глаз — солнцем, правый глаз — луной, его конечности и костяк — четырьмя сторонами света и пятью великими горами, кровь — реками, жилы и вены — складками на земле, мясо — почвой на полях, волосы — звездами, растительность на теле — травами и деревьями, зубы и кости — золотом и нефритом, семя и костный мозг — жемчугом и каменьями, пот — дождем и росой, из слез Паньгу образовались реки. Некоторые мифы сообщают о том, что паразиты, обитавшие на теле Паньгу, превратились в людей.
В трактате «Исторические записи о трех правителях и пяти императорах» Сюй Чжэна, в «Саньу лицзи» и в «Разделе о толковании Небесных знаков», созданных в период Троецарствия древнего Китая с 220 по 280 год содержится следующий миф о Паньгу.
Рождение из тыквы под блюдом
В другом мифе о Паньгу говорится, что он родился червячком и рос в тыкве-горлянке. В трактате «Исторические записи о трех правителях и пяти императорах» Сюй Чжэна, в «Саньу лицзи» и в «Разделе о толковании Небесных знаков» созданных в период Троецарствия древнего Китая с 220 по 280 год содержится следующий миф о Паньгу.
«В древние времена, когда правил Гаосинь-ван, у его жены неожиданно заболело ухо. Потом оттуда выскочил маленький золотистый червячок и болезнь прошла. Женщина посадила этого червячка в тыкву-горлянку и прикрыла блюдом. Там он превратился в прекрасного пса. А так как он появился в тыкве-горлянке под блюдом, ему дали имя Паньгу (пань — «блюдо», гу – «тыква»).
Гаосинь-ван, увидев Паньгу, не отпускал его от себя ни на шаг. В то время князь Фан-ван неожиданно поднял мятеж. Гаосинь-ван испугался за судьбу государства и обратился ко всем сановникам со словами: «Если найдётся человек, который принесет мне голову Фан-вана, я отдам ему в жёны свою дочь».
Тогда Паньгу отправился в стан врага, вцепился зубами в горло Фан-вана и отгрыз голову. Гаосинь-ван не хотел выдавать дочь замуж за пса, но тот попросил на семь дней посадить его под колокол, чтобы он смог превратиться в человека. Принцесса на шестой день захотела посмотреть на будущего мужа и приподняла колокол. Тело Паньгу уже успело превратиться в человеческое, а голова оставалась собачьей и уже не смогла превратиться в человеческую. Паньгу и принцесса поженились, а от их детей возник народ, который стал почитать Паньгу, как общего предка».
Но в иных мифах сообщается, что людей все-таки сотворила богиня Нюйва.

Отрывок из книги Ирины Никулиной «Фэнтези-мир Китая» >>

Аннотация на книгу «Фэнтези-мир Китая»
Эта книга описывает удивительный и потрясающий мир китайского фэнтези, известного по новеллам и дорамам: вы познакомитесь с жанром санься и его бессмертными героями. Узнаете мифологию Китая, лежащую в основе жанра санься и уся.
Прочитаете истории даосов, школ и сект, погрузитесь в дао и философию внутренней алхимии. Так же в книге описаны основные боги и реальные бессмертные, мифические существа, легенды, праздники Китая. Приводятся обращения, принятые в этой стране, есть примеры лучших новелл и дорам, словарь терминов санься.
Вас ждет волшебное путешествие на острова бессмертных, полет на Луну с красавицей Чаньэ, мифы о создании мира Паньгу, история Желтого императора, богини Гуанинь, бога смерти Яньло-вана, героя Гуан Юя, а так же драконы Лун, фэнхуаны, оборотни яо, лиса хуасянь, вампиры цзянши, волшебные белые тигры, лунные кролики, царь обезьян и многие другие мифические существа.
Скорее погрузитесь в уникальный мир китайской мифологии и фэнтези!
Купить книгу на сайте автора (по акции 240 р.)>>