На границе сна и яви — это отрывок из книги «Таинственные грани сновидения», автор Наталья Бахтина (аккаунт автора в ВКонтакте vk.com/id193588705)
«Сон — это скрытая маленькая дверь,
ведущая в самые потаённые и сокровенные
уголки души и открывающаяся в космическую ночь»
Карл Густав Юнг
Писатели-ясновидящие
Представим себе, что мы живём в мире, в котором нет чёткой разницы между сном и явью, в котором сон и явь могут перетекать друг в друга по желанию сновидящего и ясновидящего; в мире, который состоит из бесконечной череды помещений, между которыми можно перемещаться, переходя из одной двери в другую, где нас будут встречать другие пейзажи, другая архитектура, возможно, даже другие планеты и удивительные создания, совсем на нас не похожие…
Хотели бы вы жить в таком мире, где всё непостоянно, где всё течёт и превращается друг в друга? Писатель, особенно писатель-фантаст, живёт именно в таком мире, где фантастика тесно переплетается с реальностью и подчас трудно отделить одно от другого: сон переходит в явь, фантазия тесно смешивается с реальностью. Вопрос: является ли такой писатель-ясновидящий пассивным наблюдателем разворачивающихся картин или сам является их творцом?
Сон или явь
У каждого из нас бывают состояния, когда мы во сне говорим себе — или говорит голос извне — «это не сон». Мы видим себя в любимом месте (о котором мечтали, тосковали наяву); общаемся с людьми, с которыми расстались не по своей воле; ощущаем любовь и блаженство, которых лишены в реальной жизни.
В моей жизни был такой случай. Маленькой девочкой я была увезена мамой из Пулково, где она работала в Главной астрономической обсерватории СССР, в Шемахинский район Азербайджанской ССР. На тот момент в Азербайджане не было своей астрономической обсерватории, хотя горный климат позволял проводить отличные наблюдения звёзд, планет и других небесных тел. Мама моя участвовала в изучении астроклимата и выборе места для новой обсерватории, а потом осталась там работать. Эта обсерватория расположена на высоте 1500 м и до сих пор действует в местечке Пиркули, в 122 км от Баку.
В Пулково у меня осталась подружка, которую я очень любила и скучала по ней. И вот однажды мне приснился сон. Мы играем с ней в каком-то месте, очень похожем на ванную комнату. Отчётливо вижу красноватые кафельные плитки на стене и на полу. Прикасаюсь рукой к стене, провожу по ней, ощущаю гладкую поверхность. Мы сидим с моей подругой на полу, пытаемся найти игрушку, которая куда-то закатилась.
Сон был короткий, отрывочное видение, но до сих пор помню — мне было так хорошо со своей подругой! Во сне у меня было чёткое осознание, что я на самом деле нахожусь в Пулково, рядом со своей подружкой, играю с ней в незатейливые игры, пока бабушка и мама заняты своими делами. Когда проснулась, я не могла поверить, что это был только сон.

Сила намерения
Что это было? Моя сущность (дух, монада) силой моего намерения перенеслась на далёкое расстояние, чтобы встретиться с близкой по духу сущностью? Я склоняюсь к этой версии, хотя многие скажут — это всего лишь сон. Не мог это быть просто сон! Это было совершенно осознанное сновидение, хоть и не в том смысле, как об этом пишет Карлос Кастанеда.
В его книге «Искусство сновидения» делается упор на то, как добиться открытия мира Духа с помощью осознанно контролируемых и осознанных сновидений. В детстве я, конечно, не отдавала себе отчёт, что надо делать, чтобы проникнуть в мир Духа; но обладала такой силой намерения увидеть свою подругу, что это получилось у меня бессознательно. Моё подсознание сделало за меня всю работу.
Наши двойники
Наши сны о мирах, которые так же реальны, как явь, могут означать, что мы путешествуем в параллельную реальность. И наше «живое» сновидение может являться отблеском альтернативного мира, попыткой нашего проникновения в ту версию вселенной, в которой живут наши двойники в слегка (или, наоборот, сильно) изменённых обстоятельствах. Мы видим сами себя в этих мирах, смотрим со стороны на свою копию, на то, как она ведёт себя в другом мире.
Правильная трактовка сновидения помогает нам разобраться в себе, принять верное решение и вывести нас из лабиринта, в котором нам грозит опасность в нашем мире. Вспомним о струнах — нитях света, которые тянутся от нас во всех направлениях на многие световые годы; эти путеводные нити помогают нам соединиться с теми личностями и проникнуть в те миры, о которых мы много размышляем.

Путеводная нить
Существует несколько версий древнегреческого мифа о Тесее и Ариадне; в самой распространённой версии царевич Тесей побеждает в критском лабиринте Минотавра — чудовище, которому регулярно посылают на растерзание юношей и девушек из Афин. Дочь критского царя Миноса, Ариадна, влюбляется в Тесея и помогает ему добраться до спящего Минотавра с помощью волшебного клубка ниток — подарка Дедала, строителя критского лабиринта.
С помощью этого клубка, который катился перед ним, Тесей проникает в тайное внутреннее помещение лабиринта, убивает Минотавра, а затем, сматывая нитку, выбирается из лабиринта.
Чтобы понять, что собой символизирует этот миф, вспомним, что в видении Данте Минос является адским судьёй — он выслушивает исповедь души, попавшей в подземное царство, узнаёт все её грехи и указывает ей место в аду, обвивая свое тело змеиным хвостом столько раз, на сколько кругов следует душе спуститься в ад.

Минотавр — это наша суть
Все, конечно, слышали такое выражение — альтер-эго («другое я»). Альтер-эго сидит в глубине каждого человека. Даже если человек добрый, хороший, в глубине его подсознания может сидеть самый настоящий кровожадный минотавр. Это наша тень, наша низменная, звериная природа.
Этот минотавр способен «пожрать» самые высокие душевные устремления (в мифе — прекрасных юношей и девушек, которых Афины регулярно посылают чудовищу) и не может насытиться, требуя всё новых и новых подношений. Мы стыдимся этого чудовища, скрываем его от других и от себя, делаем вид, что его нет. Вот как говорит об этом «минотавре» Карл Густав Юнг:
«Человек встречает самого себя в тех глубинах, куда он боится заглянуть. Только тот, кто готов столкнуться с тенями своей души, способен разглядеть свет внутри себя. Наши страхи, сомнения и неразрешённые конфликты — это двери, за которыми прячется истина о нас самих. Чем сильнее мы избегаем этих дверей, тем больше власть тьмы над нами. Освобождение начинается с осознания: я — это не только то, что я знаю о себе, но и то, чего я боюсь. Только приняв свою тень, человек становится цельным».

Ариадна и её нить
Я предлагаю такую трактовку мифа о Минотавре: Ариадна — это светлый кристалл в глубине нашей души, её суть, а её нить — это светящаяся струна, которая позволяет добраться до сути. А мы, как Тесей, путешествием в лабиринте своей души, чтобы добраться до минотавра и обезвредить его. Сновидение — один из способов путешествия к «минотавру».
Минотавр, Тесей, Ариадна — это образы, которые придумали древние люди; образы, которые отражали внутренние порывы и душевные движения. Но образы эти заслуживают самого пристального внимания, потому что они отражают процесс самопознания человека.
«Образы, возникающие во внутреннем мире, заслуживают такой же серьёзности, как события внешней жизни. Именно через них говорит душа» (К. Г. Юнг). В конце концов, не так важно, во сне происходит то или иное событие или наяву, если в результате мы понимаем что-то важное и наша душа получает импульс к развитию.
Ведь наша миссия на этой планете — пройти определённые испытания, у каждого они свои.
Важно держаться за тонкую нить, чтобы не сбиться с Пути и добраться до своей сути.

На границе сна и яви — это отрывок из книги «Таинственные грани сновидения», автор Наталья Бахтина (аккаунт автора в ВКонтакте vk.com/id193588705)