архетипы, ноосфера

Архетипы

Почти у каждого человека хранятся дома фотоальбомы, в которых собраны наиболее яркие моменты из детства и юности. Глядя на старые снимки, мы вновь переживаем события давно минувших дней, переосмысливаем настоящее. У человечества, как и у отдельных его представителей, также есть такой фотоальбом: собрание архетипов. Что такое архетипы и откуда они берутся, — попробуем разобраться.

Архетипы — это отрывок из книги «Таинственные грани сновидения», автор Наталья Бахтина (аккаунт автора в ВКонтакте vk.com/id193588705)

Коллективное бессознательное

Архетип — слово греческого происхождения (αρχέτυπο, читается «архéтипо»), означает «первообраз», «прототип». Архетипы прячутся в коллективном бессознательном, которое содержит духовный опыт всего человечества.

Согласно Карлу Густаву Юнгу, коллективное бессознательное — источник символических образов прошлого; но оно не только отражает пласты прошлых эпох, оно во многом определяет будущее. Коллективное бессознательное — «вечный образ мира», его «альтер эго», во многом превосходящее картину мира, которую мы видим вокруг себя. Этот образ мира обладает энергией, независимой от сознания, и способен оказывать сильнейшее душевное воздействие на людей. Воздействие это тем сильнее, чем менее люди осведомлены о своём коллективном бессознательном. Парадокс? Ничуть.


Архетип как символ

По признанию Юнга, теория архетипов не является его изобретением. Юнг лишь дал ей эмпирическое обоснование. Термин «архетип», утверждает психолог, встречается уже у Филона Иудея, Иринея и Дионисия Ареопагита. Понятие архетипа у Юнга расплывчато, как и коллективное бессознательное. Он сам говорит: архетип не поддаётся чёткому определению, т.к. сфера бессознательного во многом закрыта от внешнего наблюдения.

Дать универсальную интерпретацию архетипа невозможно, его можно объяснить только применительно к конкретной жизненной ситуации. Архетипы многозначны, богаты предчувствиями, неисчерпаемы, принципиально парадоксальны, они тяжело поддаются описанию в силу их многогранности. Люди постоянно пользуются символами и образами, связанными с архетипами, но им трудно дать логическое определение.


Происхождение архетипов

Откуда же взялись архетипы? Что это — послания богов, которые преподавали человечеству уроки морали и этики, или же наработки самого человечества в условиях борьбы за существование в жестоком первобытном мире?

 «Меня довольно часто спрашивали, откуда же… происходят эти архетипы, или прообразы. Мне кажется, что их возникновение нельзя объяснить никак иначе, кроме как принять гипотезу о том, что они суть осадки постоянно повторяющегося опыта человечества». (Карл Густав Юнг)

Это точка зрения учёного. На мой взгляд, «опыт» здесь надо понимать двояко: как то, что происходит в материальном мире, и то, что является наработками духовной практики человечества — мысленных построений, озарений, размышлений о сути вещей. Всё это накапливается в коллективном бессознательном и со временем кристаллизуется в виде устойчивых образов — архетипов.

архетипы по Юнгу, Архетипы
Архетипы по Юнгу

Примеры архетипов

К самым распространённым архетипам относятся дерево, огонь, вода, земля, металл. Вспомним, что у древних китайцев именно эти пять первоэлементов определяют основные параметры мироздания. Древнекитайская философия построена именно на пятичленной структуре wŭ xíng (ву-син): wŭ — пять, xíng — стихия.

Дерево, как символ развития и связи между прошлым и будущим — очень мощный архетип, связывающий коллективное бессознательное, подсознание и сознание человека. Не зря психологи, работающие с маленькими детьми, прежде всего просят их нарисовать дерево. И, конечно, дом. Эти два архетипа (дерево и дом) характеризуют взаимоотношение человека с окружающим миром и помогают судить о том, какое место сам человек (маленький ребёнок или взрослый) отводит себе во вселенной.

примеры архитипов, Архетипы

Единство мифов и архетипов

Итак, коллективное бессознательное — это набор архетипов, под влиянием которых на протяжении веков формировались взаимоотношения человека с окружающим миром. Теперь становится понятно, почему у разных народов, в разных традициях и религиях встречаются похожие мифы.

Легенда о всемирном потопе, триединство созидающей божественной силы, понятие об искупительной жертве — эти и многие другие эпизоды истории можно встретить практически во всех культурных традициях мира. Коллективное бессознательное — практически неисчерпаемый источник для мифотворчества.

Разные народы, окунаясь в океан бессознательного, извлекают свои образы, но все они связаны между собой, как воды рек, морей и океанов входят в единую водную систему.

Айвазовский "Всемирный потоп", Архетипы
Айвазовский «Всемирный потоп»

Подсознание и коллективное бессознательное

Некоторые путают подсознание отдельного человека с коллективным бессознательным. Это не одно и то же. Но они связаны, несомненно. Можно провести такую аналогию из компьютерного мира: если коллективное бессознательное — это сервер, то подсознание — это персональный компьютер индивидуального пользователя.

Точно так же, как иногда в персональный компьютер проникают вирусы, если не пользоваться антивирусной защитой, и в наше подсознание могут внедриться чужеродные элементы «других подсознаний», поставив под угрозу программу нашей жизни. Тогда наступает кризис, мы теряем спокойствие и, как следствие, совершаем одну ошибку за другой. Часто люди в подобных ситуациях видят яркие, запоминающиеся сны, которые выглядят как предупреждения о грозящих им неприятностях. Но к толкованиям этих снов следует относиться с осторожностью.

Станислав Чадов, "Сон"
Станислав Чадов, «Сон»

Таинственная «рука» из подсознания

По поводу толкования снов Карл Густав Юнг писал следующее:

«Многие кризисы в нашей жизни имели долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, которое может передать информацию посредством сновидений. Сны неоднократно могут предупреждать нас подобным образом, хотя почти так же часто случается, что они не делают этого. Поэтому не стоит полагать, что некая благожелательная рука время от времени удерживает нас от опрометчивых поступков.

Если дать позитивную формулировку, это скорее похоже на благотворительную организацию, иногда проводящую свои акции, а иногда и нет. Таинственная «рука» может даже направить нас к гибели: сны иногда оказываются западнёй или похожи на неё. Случается, они ведут себя, как дельфийский оракул, предсказавший царю Крёзу, что когда он перейдет реку Галис, то разрушит великое царство.

Лишь потерпев сокрушительное поражение в битве, состоявшейся после переправы, он понял, что оракул имел в виду его собственное царство. К снам непозволительно относиться легковесно, ведь они — порождение духа, который ближе не к человеку, а к природе, её дуновению; это дух прекрасного, но и жестокого божества. Чтобы описать этот дух, нам надо углубиться скорее в древние мифы или басни первобытного леса, чем в сознание современного человека».

К. Г. Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов»

Заметим, что оракул не соврал Крёзу, просто тот был так спесив, что истолковал предсказание в свою пользу.

Крез
Царь Крёз и Солон

Ноосфера

Если коллективное бессознательное — это энергетическое поле, хранящее информацию из прошлого, то ноосфера относится к настоящему и будущему. Понятие ноосферы, как идеальной, «мыслящей» оболочки, связанной с периодом сознательной жизни человечества на Земле, хранящей все мысленные образы разумных существ, проживающих на планете,  ввели в начале XX века французские учёные Пьер Тейяр де Шарден и Эдуар Леруа. (Слово «ноосфера» происходит от древне-греческих слов νοῦς «разум» + σφαῖρα «шар»; дословно это «сфера разума»).

Потом определение ноосферы расширил и дополнил наш соотечественник, Владимир Иванович Вернадский. В его трактовке это новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, творческая деятельность которого изменяет ход процессов на Земле (а впоследствии и в околоземном пространстве).

По сути, ноосфера есть продолжение коллективного бессознательного: они сливаются в едином информационном поле, которое есть результат духовного творчества человека.

архитипы, ноосфера
Ноосфера

Вселенская сеть

Представим, что у каждого разума во вселенной есть своя ноосфера — хранилище информации. Логично, не правда ли? Теперь проведём такую аналогию: если серверы в разных странах могут быть связаны друг с другом во всемирную сеть, то почему бы не предположить, что ноосферы разных планетных систем связаны друг с другом?

То, что знает один разум, может стать достоянием другого, нужно только найти доступ в эту вселенскую сеть. Тогда становится понятно, как делаются великие открытия и создаются шедевры в искусстве: чуткие люди с правильно настроенной системой восприятия проникают в эту сеть и «считывают» оттуда информацию. Гениальные композиторы слышат «музыку сфер», учёные делают открытия, которые уже сделаны в иных мирах…

Архетипы — это отрывок из книги «Таинственные грани сновидения», автор Наталья Бахтина (аккаунт автора в ВКонтакте vk.com/id193588705)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МАГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: