Практика Тайцзицюань

Практика Тайцзицюань

Сегодня расскажу об удивительной древней китайской практике тайцзицюань. Это некое подобие медленного танца с четко определенным рисунком грациозных движений. Оздоровительное действие заключается в том, что благодаря строго последовательным движениям корпуса, конечностей и концентрации внимания на самих действиях активнее течет жизненная энергия ци (или чи), исчезают патологические причины для ее блокирования.

О практике тайцзицюань

Тайцзицюань или тайцзи-цюань (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь tàijíquán) – практики, пришедшие к нам из древнего Китая. Изначально были боевым искусством, разновидностью ушу, о чем свидетельствует слово «цюань», которое переводится как «кулак». Полный перевод «кулак великого предела». Это искусство было основано даосами и несет в себе принципы даосизма, стремление к самосовершенствованию.

Сейчас это гимнастика, не боевое искусство, комплекс работы с энергией, чья задача – оздоровление тела и духа, система восстановления энергетических связей внутри человеческого тела, обучение управлению энергетическим потоком в теле.

выполнение практики тайцзицюань

Стиль этих движений – мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). В основе лежит плавность и непрерывность движений.

Считается, что первые формы боевого искусства тайцзицюань создал легендарный даосский монах Чжан Саньфэн, когда наблюдал за поединком журавля и змеи. Произошло это во времена правления династии Сун (960–1279 гг. н. э.).

В настоящее время в Китае гимнастика тайцзицюань признана уникальным оздоровительным средством, способствующим восстановлению гармонии всех жизненных процессов в человеческом теле. Основным упражнением в этом виде гимнастики является движение-форма, представляющее собой комплекс плавно переходящих друг в друга поз, выполняемых без пауз и остановок.

выполнение практики тайцзицюань

Это некое подобие медленного танца с четко определенным рисунком грациозных движений. Оздоровительное действие заключается в том, что благодаря строго последовательным движениям корпуса, конечностей и концентрации внимания на самих действиях активнее течет жизненная энергия ци (или чи), исчезают патологические причины для ее блокирования.

Тайцзицюань в лесу после дождя. Видео ролик о тайцзицюань от Чэнь Цзяньфэна


Стили тайцзицюань

Сегодня выделяют пять основных стилей тайцзицюань.

Тайцзицюань стиля Чэнь (кит. 陈式太极拳) — боевое искусство, созданное семьёй Чэнь. Впервые о его существовании было объявлено в 1949 году.

Тайцзицюань стиля Ян (кит. 杨式太极拳) — происходит от Ян Лучаня. Семья Ян назвала свое искусство стилем Ян после того, как все остальные стили отделились и провозгласили свои названия. Изначально существовало просто тайцзицюань.

Тайцзицюань стиля У Юйсяна (кит. 武式太极拳) — происходит от У Юйсяна, который учился как у Чэнь Чжансина, так и у Ян Лучаня.

Тайцзицюань стиля У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳) — происходит от маньчжура Цюань Ю, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У.

Тайцзицюань стиля Сунь (кит. 孙式太极拳) — происходит от Сунь Лутана, изучавшего внутренние стили ушу и утверждавшего, что все они (тайцзицюань, багуачжан и синицюань) когда-то были одним искусством.

Тайцзицюань

Уровни выполнения практики тайцзицюань

Первый уровень обучения этим практикам – правильное физическое выполнение. Надо обращать внимание на позвоночник и положение тела. Движения все идут от позвоночника. Двигается спина, а следом за ней руки. Руки лишь продолжают движение.

Второй уровень – контроль дыхания. Начало упражнения – вдох, конец – выдох. Дыхание спокойное, уравновешенное, не напряженное.

Третий уровень – контроль движения энергии по телу, он напрямую связан с дыханием.

Четвертый уровень обучения этой практике – осознанность во время выполнения.

Эта практика наилучшим образом подходит для вечерних практик, упражнения настраивают на спокойный лад.


Правила выполнения практики

Приступая к изучению тайцзицюань, нужно усвоить 12 обязательных правил.

  • 1. Дух практикующего всегда спокоен, мысли сконцентрированы на выполнении упражнения.
  • 2. Тело приятно расслаблено, оно легкое и подвижное.
  • 3. Положение тела непринужденное, выпрямленное, удобное.
  • 4. Движения медленные и плавные, они непрерывно переходят одно в другое, скорость выполнения медленная и одинаковая.
  • 5. Все движения делаются по кругу.
  • 6. Все мышцы, связки, суставы ощущаются расслабленными и воздушными, чтобы энергия могла беспрепятственно течь по телу.
  • 7. Тяжесть тела опускается вниз, чтобы приобреталась максимальная устойчивость корпуса.
  • 8. Движения ощущаются связанными с дыханием: при „закрывающихся» движениях делается вдох, „открывающихся» делается выдох.
  • 9. Все части тела действуют в единстве, ни одна его часть не движется изолированно. Если одна часть тела в движении, все тело находится в движении, если одна часть тела в покое, — то все тело находится в покое.
  • 10. Исток движения формируется в ногах, направляется к талии, которая является осью всех движений.
  • 11. Бедра „ведут» туловище.
  • 12. Изменение движения от инь (пустого) к ян (полному) и обратно совершается сознательно; воля (дух) ведет тело и соединяет все ци в организме.
Тайцзицюань, практики

Пять условий правильного движения практики тайцзицюань

1. Необходимо удерживать энергию в макушке. Этого достигают удержанием шеи и головы на одной прямой линии, представляя, что голова подвешена за пучок собранных волос на макушке. Такой прием позволяет сконцентрироваться, соединить свою духовную силу с физической энергией, что очень важно для правильного начала движения, обеспечения устойчивости ног и легкости самого тела при передвижении.

2. Слегка втянуть грудь и растянуть спину. Под „растянуть спину» подразумевается расслабление позвоночника таким образом, как будто его потянули вверх. Одновременно необходимо расслабить плечи, а локти как бы уронить вниз, что создает впечатление удлинения рук. Этот прием обеспечивает поток энергии в кистях рук.

Необходимо обратить внимание на накопление энергии ци в области позвоночника. Чтобы суммарную духовную и психическую энергию пустить вниз из макушки через затылок в позвоночник и поясницу, наложить ее на энергию ци тела, надо хорошо расслабить мышцы спины.

Практика Тайцзицюань на природе

3. Расслабить плечи и уронить локти. Суть его заключается в том, чтобы дать потоку энергии спокойно проходить в кисти. Если локти опущены вдоль тела, создается благоприятная ситуация для проникновения энергии в руки. Главное в тайцзицюань — формировать и использовать мысль, а не мышечную силу. Отсюда требование и умение перемещать энергию к рукам и ногам.

4. Расслабить поясницу и живот. Прием обеспечивает циркуляцию в теле крови и энергии ци. Расслабление поясницы и живота способствует вращательным движениям корпусом и высокой скорости перемещения. Если же поясница и живот напряжены, движения становятся медленными и неловкими.

5. Увязывать направление испускания энергии с положением рук, поясницы, ног, головы Направление общей (суммарной) составляющей всех задействованных в данном движении сил должно проходить через центр тяжести тела. Поэтому надо уметь удерживать копчик на оси движения всего корпуса. Если постоянно осознается и удерживается центр тяжести и ось движения, тело приобретает большую устойчивость.

Начинающим рекомендуется естественное дыхание, которое согласуется с движением следующим образом: вдох — при поднятии кисти и движении руки к телу, выдох — при опускании кисти, вытягивании вперед и опускании руки.


Упражнение Журавль расправляет крылья

Исходное положение: стоя ровно, руки опущены вдоль туловища, плечи расправлены. Дыхание диафрагмальное.

Техника выполнения:

Повернитесь верхней частью корпуса влево, сложите ладони, будто держите в них воображаемый мяч, причем левая ладонь должна быть над правой.

Отведите правую ногу немного назад.

Поднимите правую руку в сторону ладонью внутрь и опустите левую руку до уровня бедра, ладонью вниз.

Перенесите центр тяжести тела на правую ногу и продвиньте левую ногу вперед, касаясь пола носком. Взгляд должен быть направлен вперед.

тайцзи цуань, тай чи, журавль расправляет крылья
Практика тайцзицуань, журавль расправляет крылья

Основы практики

Основой в этой практике является не правильные физические формы, а внутренняя работа сознания. Дело в том, что в китайской традиции тело и сознание это не две разные вещи, а единое целое. Они неразрывны и гармонично соединены друг с другом.

Поэтому важна внутренняя составляющая работы с этой практикой, а именно выстраивание структуры, управление энергией. Состояние цзинь (психическая энергия), направление и движение энергии ци. В даосизме считается, что в момент рождения человека образуется дух шэнь, путём соединения идущего извне жизненного дыхания с субстанцией цзин.

Существует несколько методов внутренней работы, рассмотрим один из них.

Метод «Глаза – Ум – Сердце».

Глаза – это осуществление контроля внутренним взглядом, осознанное управление энергией, когда взгляд сопровождает движение энергии по телу. Ум – это управление энергией сознанием. Используется визуализация и волевое усилие. Сердце – концентрация внимания на ощущениях внутри тела во время выполнения практики.  Необходимо добиться присутствия всех трех компонентов практики: глаз, ума и сердца.

В основе практики так же лежит внешний метод работы с позвоночником. Дело в том, что в современном мире у людей в основном сидячий образ жизни, что формирует всевозможные искривления позвоночника. Там, где искривлён позвоночник, возникает вмятость энергетического тела и как следствия на физическом уровне – появление хронических болезней органов. Построение правильной структуры тела в практике тайцзицуань позволяет сформировать правильную осанку, необходимую для статичных (неподвижных) поз.


Упражнение Столб

Перед практикой тайцзицюань необходимо сделать упражнение, называемое «столбик» или «столб».

Это упражнение относится к древней практике чжуан гун или чжан чжуан. В Древнем Китае считали, что способности самовосстановления человека не зависят от какой-либо внешней силы. Поэтому люди могут рождаться и выживать в очень суровых условиях. Впервые данная практика упоминается в знаменитом Трактате Желтого Императора (Гуан Ди) о внутреннем, основополагающем тексте традиционной китайской медицины.

Там есть вполне подробное описание:

«…в глубокой древности были люди, познавшие истину, которые владели небом и землей. Левой и правой рукой они удерживали субстанции инь и ян, выдыхали и вдыхали семя-цзин и дыхание-ци.

Стояли одиноко, удерживая дух-шэнь.

Мышцы их были едины. Они могли жить бесконечно долго, как небо и земля, ибо таков был их путь, познавший истину…»

Существуют сотни форм гимнастики цигун, и в большинстве из них в качестве основополагающей практики используется производная от Чжан Чжуан, что означает «стоять как дерево». Как следует из названия, Чжан Чжуан — это практика, при которой человек стоит неподвижно в вертикальном положении, имитируя дерево. Метафора дерева уместна, поскольку ноги и туловище похожи на ствол дерева, а голова и конечности — на ветви.

Описание практики:

Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, согните ноги в коленях, присядьте как на фото, сохраняя ровную спину. Поднимите руки на уровень чакры анахата (грудь) и как будто обхватите руками ствол дерева, кисти рук расслабьте. Делайте медленный вдох через стопы и поднимайте энергию вверх, выдох делайте в кольцо, образованное руками. Минимум 9 вдохов-выдохов.

Затем опустите руки до уровня чакры манипуры, так же сделайте 9 вдохов через стопы и девять выдохов в кольцо, образованное руками. При выдохе заполняйте пространство энергией, затягивайте энергетические дыры в этих чакрах.

​​Время на практику «столб» можно регулировать самостоятельно — начать с пяти минут и постепенно увеличивать до одного часа.

Стояние в позе «Дерево» имеет все преимущества аэробных упражнений для здоровья, при этом дарит чувство расслабления и энергии, помогает справиться со стрессом и различными недомоганиями. Основная ее задача – выровнять позвоночник, поскольку позвоночник – основа здоровья всего организма.

Мы рекомендуем делать все эти упражнения только под руководством инструктора.

Практика Тайцзицюань

Вместе с практикой тайцзицуань желательно выполнять упражнения из внутренней алхимии


15 правил пофигизма Дон Хуан Имаджика Ирина Никулина Карл Юнг Карлос Кастанеда Китай Книги Кастанеды На пути к безупречности На путик безупречности Наталья Бахтина Паблито Фэнтези мир Китая ветер женщины даос даосизм древний кИТАЙ женская энергия женские практики как делать тенсегрити китайские практики книги Кастанеды магическая реальность магические пассы медитация намерение неделание осознанное сновидение осознанность пассы на анмерение пассы на намерение подсознание практика неделания практики практики Кастанеда сновидение сознание сон тайцзицуань тенсегрити тенсегрити Карлоса Кастанеды ушу цигун чакмулы шаманы Мексики

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МАГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Комментарии: 3
  1. Витек

    Занимался тайцзы в клубе ИНБИ. Мое мнение — многое зависит от инструктора. Одна у нас была- идеально все делала, красота… А потом пришла другая, вообще деревянная, у самой кривой позвоночник. Так что удачи всем с этими практиками, они и правда крутые :idea: :cool:

    1. Ирина Imagika (автор)

      Да, инструктор должен быть с опытом, тут я согласна.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: